Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Томас МАНН (Thomas Mann, 1875, Любек — 1955, Цюрих)

Т. МаннВ заключении шедевра XX века, романа Томаса Манна «Волшебная гора» (1925), его герой, Ганс Касторп, заканчивает семилетнее уединение в горном туберкулезном санатории, чтобы выйти в мир, охваченный безумием мировой войны. История его эмоционального и интеллектуального развития показана в предшествующих главах, многие из которых посвящены битве взглядов, представленных гуманистом Сеттембрини и циником Нафта. Манн рассматривает свой санаторий, сборище пациентов из разных стран, как микрокосм, отражающий духовный недуг Европы. Этот широкомасштабный философский роман построен с таким искусством, что и персонажи, и идеи представлены рельефно, а каждая подробность создает ощутимый символический резонанс. В «Волшебной горе» Манн развивает характерные для него темы и излюбленные антитезы искусство и жизнь, разум и чувства, индивидуум и общество, – которые он считает присущими состоянию человека. Чуткость, проницательность и точность поставленного Манном иронического диагноза этого состояния позволяют назвать его одним из гигантов современной литературы.

Уступив первое место в ряду немецких писателей только Гёте, Томас Манн большую часть своей продолжительной и выдающейся карьеры пытался играть ответственную роль социального критика и защитника человеческих ценностей. Пережив две мировые войны катастрофу современной Германии, Манн остался летописцем свое эпохи, наблюдателем и участником духовного и культурного кризиса Европы. В отличие от других представителей модернизма, которых чистое искусство было единственным решением всех проблем, Манн постоянно сознавал двойственный потенциал художника – возможность создавать и вскрывать значительные образцы опыта, с одной стороны, и фальсифицировать опыт погружаясь в декадентскую самопоглощенность, – с другой. Его готовность охватить самые широкие и глубокие вопросы в своем творчестве и общественной деятельности сделали его фигурой международного масштаба и одним из самых почитаемых мыслителей века. Однако едкая ирония, постоянно присутствующая в его произведениях, свидетельствует о том, какое неудобство причиняла ему такая роль, неудобство, порожденное сознанием того, что погоня за художественной формой может завести в область безнравственного.

Томас Манн был выходцем из прагматичной буржуазной среды, которую он то прославлял, то подвергал яростной критике. Родившись в балтийском порту Любек на севере Германии, Манн был членом состоятельной семьи торговцев, переживавшей начало своего упадка. Его отец торговал зерном и был главой семейной фирмы; мать, родом из германо-бразильской семьи, привила Манну любовь к музыке. После смерти отца, когда Манну было шестнадцать лет, фирма была ликвидирована, а семья перебралась в Мюнхен. Там Манн посещал университет, хотя и не получил ученую степень. Некоторое время он работал в страховой компании, подвергая испытанию свое призвание быть писателем. В 1896-1898 годах он жил в Италии вместе со своим братом Генрихом, которому также было суждено стать известным писателем. В Италии Томас Манн приступил к своей первой крупной работе – роману «Будденброки» (1901). В этой грандиозной семейной хронике подробно описана история трех поколений клана Будденброков. Во многом определенный автобиографией Манна, этот роман отражает события в Германии на протяжении большей части XIX века, а также более масштабную тему упадка буржуазного здравомыслия, сопровождающегося ростом артистической чувственности, так и не получившего завершения. Роман демонстрирует конфликтную особенность большинства произведений Манна: герои его до крайности противоречивы и разрываются между интеллектом и страстью, увлечениями и отчуждением, граждански ми обязанностями и искусством.

Одним из самых заметных достоинств Манна как романиста и мыслителя является его способность признавать обе стороны в этой борьбе, законность и даже справедливость которых, возможно, наилучшим образом отражена в его новелле «Тонио Крегер» (1903), где утверждается потребность художника признать равные притязания воображения и окружающего мира. Последствия неумения сделать это стали основой сюжета в самом известном произведении Манна, новелле «Смерть в Венеции» (1912). В ней аскетически настроенный писатель Густав фон Ашенбах поддается давно сдерживаемым силам бога Диониса, влюбляясь в юношу Тадзио. Упадок его личности вскрывает силу воображения, способного созидать или разрушать, а Венеция, и чувственная, и смертоносная, становится символом упадка Европы. Нити провокационной и интеллектуально вызывающей истории Манна переплетены с поразительным мастерством, в котором использован характерный метод лейтмотива, позаимствованный из музыки Вагнера: повторяющиеся сложные словесные узоры вскрывают многомерность смысла. В новелле «Смерть в Венеции», как и в других произведениях Манна, идеи, образы и эмоции сливаются в грандиозный взрыв с многочисленными отголосками.

Когда разразилась Первая мировая война, Манн поначалу встал на сторону Германии и защищал авторитарный национализм своей родины. Но после поражения Германии, среди нарастающего хаоса и экстремизма послевоенного периода, Манн стал выразителем идей демократии и, что было неизбежно, противником нацизма. В «Волшебной горе», за которую он в 1929 году получил Нобелевскую премию, схвачены и отражены противоречия, с которыми он боролся, – антиномии свободы и авторитарной власти, жизни и смерти, любви и ненависти. Когда к власти пришел Гитлер, Манн отправился в изгнание в Швейцарию, а позднее перебрался в Соединенные Штаты. Лишенный нацистами немецкого гражданства, он стал американским гражданином в 1944 году и отклонил приглашение вернуться в Германию после войны.

В Америке Манн закончил тетралогию «Иосиф и его братья» (1933—1945). В этой интерпретации библейской истории с современным колоритом в изгнании Иосифа отражен опыт самого Манна в период воцарения мирового хаоса и его поисков надлежащей реакции на этот процесс. Последним шедевром Манна стал «Доктор Фаустус» (1947) – история композитора Адриана Леверкюна, современного Фауста, чья жизнь во многих отношениях напоминает биографию Ницше. Роман содержит жесткий анализ нацизма, который Манн с помощью изощренной повествовательной конструкции увязывает с извращениями характера художника в его стремлении преодолеть собственное бесплодие и несостоятельность. Подобно Фаусту, Леверкюн заключает сделку с дьяволом в обмен на усиление артистического дара. Условие дьявола «ты не изведаешь любовь!» отсекает Леверкюна от человеческих забот и волнений, что Манн признает трагической стороной характера художника, которому необходимы перспектива и определенная отстраненность, чтобы созидать.

Во всех своих произведениях Манн демонстрирует внутренний разлад, возникший в традициях западной культуры. Перед лицом неизбежного упадка культуры он стремится утвердить в искусстве и жизни ценности, которые составляют ее величайшее достояние. Его достоинства писателя проистекают из его способности с изощренной иронией описывать противоборствующие силы в поведении человека и мысли, придающей жизни всю ее полноту и в то же время представляющей для нее величайшую опасность. Только самые выдающиеся писатели, такие, как Достоевский, Толстой и Кафка, заставляют читателей задумываться над насущными вопросами человеческой натуры и существования. Наследие Манна заключается в объединении мысли и чувства, препятствующих склонности к нигилизму, а также в переосмыслении им роли писателя как толкователя мировых событий XX века в том же смысле, в каком, по выражению Шелли, поэт является «непризнанным законодателем мира». Как узнает Ганс Касторп, искушение смерти и различные виды самоистребления чересчур заманчивы. Достижения Манна основаны на его способности оценивать последствия и указывать пути выхода.

Дэниел Берт

Будденброки (Buddenbrooks. 1901)

— роман, в котором на примере одной семьи Томас Манн художественно воссоздал историю немецкого бюргерства с начала XIX в. до середины 1870-х гг., когда Германия уже стояла в преддверии империализма. Жизнь представителей четырех поколений семьи Будденброков показана от периода расцвета фамильной фирмы до ее распада. Повествуя о вырождении некогда славного рода, сожалея об уходящем в прошлое неторопливом, размеренном и достойном человека укладе бюргерской жизни, автор показал неизбежность и необратимость перемен в хорошо знакомой ему среде, торжество буржуа новой формации и свойственные этому буржуа качества: эгоизм, отсутствие духовных интересов, страсть к наживе. Т. Манн раскрыл враждебность буржуазии начала эпохи империализма искусству, науке, свободе личности, показал ложь и фарисейство, определяющие ее мораль.

Новеллы

— отличаются совершенством формы и глубиной психологического анализа. В них воссоздана общественная атмосфера Германии на рубеже двух столетий, раскрыт огромный мир человеческих чувств и отношений. Герои многих произведений, по выражению Томаса Манна, – «заблудившиеся бюргеры», вступившие в конфликт с буржуазным обществом. Тема новеллы «Тристан» (1902) – несовместимость буржуазной пошлости и искусства, подлинной красоты. В туберкулезный санаторий, расположенный высоко в горах, приезжает очаровательная Габриэлла Клетерьян – жена богатого купца. В нее влюбляется чудаковатый, никому не известный писатель Спинель. Однажды вечером, оставшись с ней наедине, он уговаривает ее сыграть «Тристана» Вагнера. Страсть, звучащая в музыке, потрясает Габриэллу. У нее начинается обострение болезни, и вскоре она умирает. Писатель раскрывает глубину внутреннего мира художника, величие и незащищенность подлинного чувства, гибнущего при столкновении с грубой и безжалостной действительностью. Изображение жестокой и агрессивной силы, враждебной всему прекрасному, Томас Манн распространяет и на сферу чувств. Конфликт художника с обществом исследован также в новелле «Тонио Крегер» (1903). Сложнейший комплекс проблем – природа прекрасного, истоки творческого вдохновения, ответственность человека перед другими, соотношение совершенства и морального начала в искусстве, обреченность красоты на поругание – поставлен в новелле «Смерть в Венеции» (1912). В ней рассказывается о роковой одержимости стареющего писателя красотой, нашедшей физическое воплощение в облике мальчика-поляка. Эта новелла относится к шедеврам «малой прозы» писателя. Действие другой замечательной новеллы Томаса Манна – «Марио и волшебник» (1939) разворачивается на итальянском курорте. Омерзительный шарлатан Чиполо показывает фокусы, пересыпая их потоком фраз, заимствованных из прессы Муссолини, и попутно издевательски шутит над «маленьким человеком» – кельнером Марио. Чиполо – олицетворение ненавистного Манну фашистского духа Убивая фокусника, Марио не только мстит за свое унижение – его акция символизирует конец, уготованный силам зла, стоящим за Чиполо.

Волшебная гора (Der Zauberberg. 1924)

— роман, в котором выведены различные представители европейского общества начала XX в. Главное действующее лицо – Ганс Касторп, потомок старинной бюргерской семьи. Оказавшись в высокогорном туберкулезном санатории в Швейцарии, Ганс вживается в мир болезни, что дает ему возможность на «законном» основании отказаться от какой-либо полезной деятельности. Приехав на три недели, он проводит здесь семь долгих лет. Однако его попытка укрыться от действительности терпит крушение. Вопреки своей воле Ганс Касторп вынужден вернуться в мир реальных отношений и событий. В последний раз он появляется на страницах романа в серой солдатской шинели и уходит, чтобы погибнуть на фронте империалистической войны. Санаторий и его обитатели олицетворяют в изображении Томаса Манна различные формы духовного недуга, охватившего Европу накануне кровавой бойни, а жизнь Ганса Касторпа во многом предвосхищает судьбу тех, кто в 20-е гг. пытался уйти от насущных вопросов времени и тем самым открывал путь силам реакции, развязавшим Вторую мировую войну.

Лотта в Веймаре (Lotte in Weimar. 1939)

— роман, описывающий встречу старого Гёте с Шарлоттой Кестнер, которую он любил в юности и образ которой запечатлел в романе «Страдания юного Вертера». В 1816 г., состарившись, Шарлотта приезжает в Веймар. Еще до встречи с Гёте она выслушивает рассказы о нем его друзей и близких. Томас Манн изображает в романе Германию периода национально-освободительных войн и первого десятилетия после падения Наполеона, город Веймар, придворные круги и богатых бюргеров. Здесь представлены люди различных поколений в их взаимоотношениях на рубеже двух эпох. Роман интересен композицией, дающей возможность показать великого поэта с различных точек зрения – каждый раз в восприятии того, кто о нем рассказывает. Прибегая к искусной стилизации, Томас Манн воссоздает язык конца XVIII – начала XIX в., позволяя читателю почувствовать сам дух далекой эпохи. Гёте предстает в романе не только как поэт, но и как мыслитель, ученый, умудренный опытом и знанием человек.

Доктор Фаустус (Doktor Faustus. 1947)

— роман, изображающий духовную эволюцию немецкого общества с конца 80-х гг. прошлого столетия до середины нашего века. Герой произведения Адриан Леверкюн – гениальный музыкант, ради своего искусства живущий затворником, не желает знать о событиях, происходящих в стране. Одиночество и сознание своей разобщенности с эпохой и народом перерастают в трагедию Леверкюна. В юности он заразился болезнью, которая неотвратимо разрушает его психику, являясь одновременно и причиной непосильных для разума вспышек творческого озарения. В помраченном сознании Леверкюна катастрофы эпохи странным образом сопрягаются с его музыкой и с ним лично. Ему начинает казаться, что он несет гибель всему, что любит, что ему дорого, к чему он позволил себе прирасти сердцем; его композиции становятся все более совершенными и все более мрачными в своей внечеловеческой безысходности. В итоге творчество Леверкюна становится свидетельством всеобщего недуга, каковым является фашизм, – и одновременно скорбной песнью о больном времени. Написав свое последнее произведение на смерть любимого племянника – «Страсти Фауста», Леверкюн сходит с ума. Параллельно с повествованием о Леверкюне в романе дана реалистическая панорама эпохи, представлены те общественные слои, которые составляли главную опору германского фашизма. Роман написан в форме дневника друга Леверкюна Серенуса Цейтблома, который заканчивается рассказом об окончательном поражении фашистской Германии. «Тишайший» Цейтблом, столь же здравомыслящий, сколь безумен Леверкюн, воплощает несостоятельность бюргерского сознания перед лицом страшных событий, о которых сам же он повествует: он не способен не только противостоять им, но даже осмыслить в историческом плане их истинные причины. Можно полагать, что образом Цейтблома Томас Манн окончательно рассчитался с иллюзиями, которые в свое время питал относительно реальной значимости бюргерского здравомыслия своих соотечественников. Роман «Доктор Фаустус» – художественно-философское осмысление этических корней германского фашизма и того морального климата, что позволил фашистам прийти к власти.

Иосиф и его братья (Joseph und seine Bruder. 1933—1943)

— тетралогия, сюжетной основой которой стал библейский миф об Иосифе Прекрасном. Значительное по философскому содержанию, блестящее и своеобразное по стилю, это произведение насыщено огромным историческим материалом, изобилует выразительными картинами жизни и взаимоотношений людей далекого прошлого (XIV в. до н.э.), психологически убедительными их характеристиками. Томас Манн был свидетелем разгула реакции и мракобесия на своей родине во время фашистского господства, и, развертывая обстоятельнейшее повествование о становлении личности Иосифа и о том, как его герой утвердил себя в мире и в истории, писатель проводит гуманистическую мысль о неизбежности победы созидательных сил, светлого разума и человечности над низменной стихией жестокости, разрушения, нравственного хаоса. Иосиф в изображении Манна не абстрактное воплощение нравственных идеалов, а живой и привлекательный мальчик, юноша, муж, не лишенный и обычных человеческих слабостей: он тщеславен, избалован отцом, нередко лукав. Но источник его обаяния прежде всего в жизнеутверждающем, светлом настрое души. Именно поэтому Иосиф преодолевает невероятные превратности судьбы: сын любимой жены Иакова Рахили, он брошен в колодец братьями, боявшимися его возвышения; проданный в рабство, он попадает в дом египетского сановника Петепре, где успешно служит, но, оклеветанный его женой, оказывается в тюрьме. Однако Иосифу удается не только освободиться, но и стать ближайшим советником фараона, посвятить жизнь политическим и экономическим реформам, спасающим народ от голодной смерти. Роман кончается примирением Иосифа с братьями. Основными философскими положениями, художественно воплощенными в тетралогии, являются несостоятельность фашистского культа мифа как антирационального начала в человеческом сознании, соотнесение генезиса мифа с событиями реальной истории, в связи с чем утверждается значение мифа для познания человека и самой истории; необходимость гармонии в отношениях между отдельными людьми и обществом в целом. Отличающийся поистине эпическим размахом и энциклопедическим богатством фактического материала, роман-миф об Иосифе Прекрасном написан на высочайшем уровне художественного мастерства, сплавившего различные типы письма и приемы выражения действительности средствами слова – от сочного бурлеска до изысканной патетики.

 

Т. Манн. Новеллы Манн "Лотта в Веймаре". Искусство и художник в зарубежной новелле 19 века.

Книги Томаса Манна сегодня в библиотеке

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки