Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Альфред де МЮССЕ (Alfred de Musset, 1810, Париж — 1857, Париж)

А. де МюссеАльфред де Мюссе рано заявил о себе в литературе. На 17-летнего одаренного поэта обратил внимание драматург Поль Фуше и ввел его в дом Виктора Гюго. Как равный, Мюссе вступил в круг уже известных Альфреда де Виньи, Проспера Мериме, Сент-Бёва... «Среди нас появился ребенок, поистине гениальный», – так прокомментировал Сент-Бёв появление Мюссе в литературной компании патриарха французский литературы – Виктора Гюго.

31 августа 1828 года в дижонской газете «Провинциал» появилась первая печатная публикация Мюссе – баллада «Сновидение», подписанная инициалами А.Д.М. На следующий год выходит первая книжка – «Испанские и итальянские повести». В далекой России Пушкин так оценил появление нового талантливого поэта: «Вдруг явился молодой человек с книжечкой сказок и песен и произвел ужасный соблазн. О нравственности он и не думает, над нравоучением издевается, и к несчастью, чрезвычайно мило».

Самым престижным во Франции 30-х гг. XIX века считался литературный успех драматурга. Действительно, общественный резонанс от популярной пьесы был несравнимо более сильным, чем от любой книги, так как тиражи оставались невелики и читателей всегда было меньше, чем зрителей. Мюссе попробовал себя в драматургии – на сцене театра «Одеон» в декабре 1830 года была поставлена небольшая одноактная пьеса «Венецианская ночь». Но спектакль завершился провалом, публика пьесы не приняла... Правда, со временем к поэту пришло признание и как к драматургу, причем в наши дни Альфреда де Мюссе считают во Франции прежде всего драматургом, а затем уже прозаиком и поэтом.

... В продолжение нескольких лет (1830—1833 гг.) Альфред де Мюссе становится яркой звездой на небосклоне французской литературы.

Обращаясь то к поэзии, то к драматургии, сотрудничая с таким элитарным для своего времени журналом, как «Ревю де Дё Монд», Мюссе творит в «моцартовском ключе»: пишет охотно, когда есть настроение, и не пишет вовсе, когда настроения нет. Жизнь ведет светскую, одевается как денди, пьянствует с друзьями, распутничает. Он тянется к роскоши, как ребенок – к дорогой игрушке. Поэта пленяют огни иллюминации, и свой дом перед приемом гостей он освещает по ночам ярко, как днем. Но весной 1833 года в жизни «юного гения» (по выражению того же Сент-Бёва) происходит событие знаменательное... На обеде, устроенном для сотрудников «Ревю де Дё Монд», соседкой Мюссе по столу оказывается Жорж Санд. Знакомство быстро перерастает в дружеские отношения... И вот в письме, датированном 19 июля 1833 года, Мюссе признается «другу Жоржу» в сжигающей его страсти: «Мой дорогой Жорж, я должен вам сказать нечто глупое и смешное... Вы будете смеяться надо мной, будете думать, что до сих пор во всех наших разговорах с вами я был не кем иным, как болтуном, вы меня выставите за дверь и подумаете, что я лгу. Я влюблен в вас. Я влюбился в первый же день, как пришел к вам. Я думал, что излечусь от этого, если буду видеться с вами запросто. В вашем характере есть многое, что могло вылечить меня от этого: я пытался убедить себя в этом, насколько мог; но мне слишком дорого обходятся те минуты, которые я провожу с вами...»

Хотя Жорж Санд знает, как Мюссе отзывается о женщинах («Я люблю всех женщин и всех их презираю»), но ... не может соблюдать осторожность, потому что тоже влюбилась. Вот что она пишет 25 августа 1833 года Сент-Бёву: «Я влюбилась, и на этот раз очень серьезно, в Альфреда де Мюссе. Это не каприз, это большое чувство... Я любила – один раз в течение шести лет, другой – в течение трех лет, а теперь я не знаю, что будет. Не раз случалось мне переживать мимолетные желания; но я не истратила на них столько сердца, как я боялась, – говорю сейчас, точно чувствуя это. И, не грустя ни о чем, не отрекаясь ни от чего, я нахожу на этот раз чистоту, верность и нежность, которые меня опьяняют».

Но пылкая любовь Альфреда де Мюссе оказалась недолгой. После бурных ночей в Париже влюбленные решили совершить путешествие в Италию – их обоих манила Венеция. Отъезд состоялся в декабре 1833 года. По дороге Жорж Санд заболела тяжелой формой дизентерии. Вынужденный отказ от физической близости, неэстетичные подробности болезни неожиданно убили у Альфреда чувство любви: «Жорж, я ошибался, я прошу у тебя прощения, но я не люблю тебя». Еще не расставшись с надоевшей возлюбленной, он снова с головой окунается в омут разврата, что вскоре тяжело сказывается на его психическом здоровье. Теперь уже Альфред прикован к постели. Его преследуют галлюцинации – тот самый «черный человек», о котором он написал стихотворение «Декабрьская ночь». Вместе с лечащим врачом Пьетро Паджелло Жорж Санд удается выходить тяжелобольного поэта. Но разрыв все равно неминуем... Мюссе уезжает в Париж, а Жорж Санд остается с Паджелло. Но когда через несколько месяцев она с Пьетро тоже приезжает в Париж, прежние чувства вспыхивают вновь. Мюссе клянется Жорж Санд: «Я хочу воздвигнуть тебе алтарь, хотя бы на собственных костях». Он обещает написать книгу: «Мир узнает мою историю; я напишу ее; быть может, она никому не пригодится. Но идущие моей дорогой узнают, куда она ведет; шагающие по краю пропасти побледнеют, быть может, услышав о моем падении». Начинается второй акт любовной драмы двух великих художников слова. Любовь сменяется периодами охлаждения, горячее чувство отравляют дикие приступы ревности. Паджелло забыт и давным-давно уехал в Италию, сохранив самые добрые чувства к Жорж Санд, познакомившей его со всеми светилами медицинского мира и очень тактично оказавшей ему материальную поддержку. Наконец Жорж Санд, не выдержав изматывающей бури страстей, покидает Мюссе – теперь уже навсегда и отбывает в свой дом в Ноане.

Слова Мюссе о том, что он напишет историю взаимоотношений с Жорж Санд, не были пустым звуком: его самый знаменитый роман «Исповедь сына века» – наиболее известное произведение, толчком для создания которого послужила их любовь. Уже после смерти Альфреда де Мюссе Жорж Санд опубликовала роман «Она и он», в персонажах которого — художнице Терезе и художнике Лоране – легко угадываются Жорж Санд и Мюссе, причем женский персонаж представлен в более благоприятном свете. Чтобы восстановить справедливость, брат Альфреда де Мюссе Поль в том же 1857 году ответил романом «Он и она», где, наоборот, более светлыми красками обрисован мужчина. Наконец, в 1859 году Луиза Коле написала книгу «Он» на основе позднейших рассказов самого Мюссе.

Гамиани

Небольшую новеллу «Гамиани» современники Мюссе также связывали с именем и скандальной славой великой покорительницы мужских сердец – Жорж Санд. Впервые книга была издана в 1836 году (тогда же, когда вышла в свет «Исповедь сына века») тиражом всего 20 экземпляров. Автор был обозначен инициалами А.Д.М. Принято считать, что Мюссе выразил в этом произведении свое отношение к покинувшей его возлюбленной.

Появление «Гамиани» на книжном прилавке произвело ошеломляющее впечатление на современников Мюссе. Лишь немногие знатоки и ценители сумели разглядеть в скандальном произведении своеобразную и тонкую пародию на изжившие себя литературные каноны романтизма.

О том, что в лице «Гамиани» читательская публика имеет дело со смелым литературным экспериментом, говорит, кстати, и предисловие к первому изданию романа. (Первое издание на сегодня известно в двух экземплярах, которые хранятся в библиотеке Института сексуальных исследований в г. Блумингтоне в США). Автор предисловия – некая светская дама – предложила следующую любопытную версию рождения «Гамиани».

Однажды, на одной из вечеринок парижской богемы, большим охотником до которых был и Мюссе, зашел разговор об эротической литературе. Собравшиеся принялись припоминать те прямолинейные и непристойные выражения, которые употребляли в своих произведениях творцы эротической литературы – от Марциала до де Сада. Кто-то из присутствующих заявил, что выполнение подобной литературной задачи невозможно иными средствами и в описании эротических сцен без нецензурных слов (vit, con,) не обойтись... Участвовавший в споре Мюссе вызвался доказать обратное... Через три дня рукопись была готова, и мировая литература получила маленький прозаический шедевр, а современники Мюссе – прекрасную возможность для конструирования всяческих слухов, фантазий и домыслов...

Долгое время и само авторство Мюссе (А.Д.М.) ставилось в этом случае под сомнение. Действительно, небольшое пространство романа буквально захлестывают эротические страсти. Здесь и лесбийские игры, и умопомрачительные оргии, и ужасающий разврат в монастырях, и самцы из животного мира, удовлетворяющие извращенную женскую похоть. Не слишком ли это даже для такого любителя «острого», как Мюссе?

Споры вокруг личности автора «Гамиани» продолжались и после смерти писателя. Загадка «Гамиани» волновала лучшие умы мировой культуры на протяжении многих десятилетий.

Так, известный библиограф и издатель Гей располагал доказательствами того, что автором первой части был Мюссе, а вторую часть написала Жорж Санд. Двойное авторство поддерживал Г. Аполлинер, известный у нас как поэт и неизвестный нам как редактор и составитель серии эротических изданий «Классики любви», выходивших во Франции в 1909—1923 гг. более чем в 50 томах. Он также, к ужасу французских академиков, составил и издал каталог фонда эротики «спецхрана» Парижской Национальной библиотеки.

Знаменитый современный эротолог, редактор Библиотеки международной эротологии Ло Дюка в своей «Истории эротизма» утверждал, что «Санд написала со своим любовником Мюссе вместе маленькую повесть «Гамиани», где проявилось их потаенное «я». Известно также, что своему современнику, писателю Kertbenyi, Мюссе показывал первое издание Гамиани и четыре оригинальных рисунка.

Доказательства авторства Мюссе собраны и проанализированы одним из основоположников сексологии Иваном Блохом (Bloch Iwan. Alfred de Musset — din Pornograph. Stuttgart, 1930). Крупнейший специалист Пауль Энглиш в своем знаменитом труде (Englisch Paul. Geschichte der erotischen Literatur. – Stuttgart, 1927), тоже посвятил целую главу истории создания Мюссе «Гамиани». Известный сексолог Альбер Молль ввел издание в научный оборот, рассказав о нем в первом томе «Исследований о сексуальном либидо».

...«Я не хотел бы сочинять, точнее, я хотел бы быть Шекспиром или Шиллером; поэтому я не делаю ровно ничего», – сказал когда-то о себе и своем творчестве «юный гений». Он не стал ни Шекспиром, ни Шиллером, но и того, что он успел за свою недолгую жизнь сделать, хватило, чтобы увековечить имя Альфреда де Мюссе.

Виктор Ермаков. Л. Бессмертных, 1993

 

Мюссе "Исповедь сына века". Искусство и художник в зарубежной новелле 19 века.

Книги Альфреда де Мюссе сегодня в библиотеке

Исповедь сына века
История белого дрозда

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки