Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Николай Филиппович ПАВЛОВ (1803—1864)

Николай ПавловНиколай Павлов происходил из семьи крепостного крестьянина – дворового тамбовского помещика В.М. Грушецкого. Вероятно, в действительности он был незаконным сыном самого барина и его наложницы – грузинки, вывезенной в 1797 г. из персидского похода (см: Вильчинский В.П. Николай Филиппович Павлов. Жизнь и творчество. Л., 1970). В 1811 г. будущий писатель и его сестра получили вольную и спустя короткое время были приняты в число воспитанников Театрального училища при дирекции московских императорских театров, где их соучениками стали известные впоследствии актеры – В.И. Живокини, Ф.С. Потанчиков, А.М. Сабуров, П.Г. Степанов. В 1821 г. Павлов окончил училище и дебютировал на профессиональной сцене. Однако его артистическая деятельность длилась недолго: уже через несколько месяцев Павлов оставляет театр и в 1822 г. поступает в Московский университет. В годы учебы произошло его сближение с членами кружка любомудров, в особенности с В.Ф. Одоевским, С.П. Шевыревым, Н.А. Мельгуновым. После окончания университета Павлов в течение нескольких лет служит в Московском надворном суде.

Свою литературную деятельность Павлов начал еще в период пребывания в театральном училище переводами драматических сочинений французских авторов. С 1822 г. он начинает выступать в печати, пробуя силы в различных стихотворных жанрах, переводит трагедию Шиллера «Мария Стюарт» во французской обработке Лемерсье (в 1825 г. поставлена в московском Малом театре), работает над оригинальными и переводными водевилями, которые с успехом играются на столичной сцене. Еще более активизируется литературная деятельность писателя с начала 1830-х годов. Он начинает выступать как прозаик, а затем и как литературный и театральный критик. Среди его переводческих работ той поры особого внимания заслуживает обращение к творчеству Бальзака, с которым именно Павлов впервые познакомил русского читателя. Эти переводы стали важной вехой в писательской биографии Павлова. Близкое знакомство с произведениями французского романиста, отличающимися смелым обращением к социальным и нравственным проблемам современной жизни, глубоким психологизмом, оказало заметное воздействие на его собственное творчество. Не случайно в отзывах современников о прозаических сочинениях Павлова обычным стало сближение его имени с именем Бальзака.

Вершиной литературного пути писателя стал 1835 год, когда в Москве вышел его сборник «Три повести», объединивший созданные в 1832—1833 гг. повести «Именины», «Аукцион» и «Ятаган». Появление этой книги, на титульном листе который были помещены многозначительная виньетка – чудовище, поражаемое кинжалом, и латинский эпиграф «Domestica facta» («Домашние дела»), вызвало широкий общественный резонанс. Внимание привлекли к себе как художественные достоинства произведений, так и свойственная им социальная острота. Если в павловском «Аукционе» содержалось критическое изображение нравов великосветского круга, то в «Ятагане» автор обращался к запретной для литературы теме произвола в армии. В центре «Именин» оказалась судьба крепостного интеллигента, тема социального неравенства, лично близкая Павлову как человеку, прошедшему долгий и непростой путь общественного самоутверждения.

В литературной среде, за исключением недоброжелательно отклика «Северной пчелы» и суховатой рецензии О.И. Сенковского, увидевшего в «рассказанных живо и мило» повестях Павлова лишь ничего не доказывающие «частные случаи, обстоятельства исключительные, изъятия из общей, повсеместной жизни», сборник вызвал самые высокие оценки. Критик «Московского наблюдателя» С.П. Шевырев посвятил ему апологетическую статью, в которой особенно отмечал стилистическое мастерство автора и его «дар наблюдения души человеческой». П.Я. Чаадаев писал 1 мая 1835 года к А.И. Тургеневу: «(... мы имеем том рассказов Павлова. Постарайтесь добыть его и прочтите первый рассказ („Именины"): это стоит почитать. Или я очень ошибаюсь, или это произведение представляет событие» (Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1987), а Ф.И. Тютчев 7/19 июля 1836 г. обращался к И.С. Гагарину из Мюнхена: «(..) недавно я с истинным наслаждением прочитал три повести Павлова, главным образом последнюю („Ятаган"). Кроме художественного таланта, достигающего тут редкой зрелости, я был в особенности поражен возмужалостью, совершеннолетием русской мысли. И она сразу коснулась самой сердцевины общества. Свободная мысль сразилась с роковыми общественными вопросами и, однако, не утратила художественного беспристрастия» (Тютчев Ф.И. Сочинения. М., 1984). Более сдержанными, но также сочувственными были разборы А.С. Пушкина в его оставшейся незавершенной рецензии и В.Г. Белинского, откликнувшегося на книгу в знаменитой статье «О русской повести и повестях г. Гоголя», где он, в частности, писал об «Именинах»: «В этой повести есть яркие проблески глубокого чувства, резкие черты характеров (особенно в главном персонаже), есть много истины в ситуациях».

Сборник Павлова и вызванные им толки с явным неудовольствием были встречены в официальных кругах. «Прочитав вышедшую в Москве книгу под заглавием „Три повести Н. Павлова", я считаю обязанностию донести до Высочайшего Вашего Императорского Величества сведения, что о сей книге начинают говорить с различных сторон: иные хвалят талант молодого, доселе неизвестного автора, другие осуждают предметы, им избранные; я же полагаю, что сия книга, писанная с искусством и даром слога, без вредного намерения, может произвести некоторое неблагоприятное впечатление, и посему считаю долгом предупредить слухи, могущие достигнуть до Вашего Величества, представляя книгу и всеподданнейше прося удостоить оную прочтения. Что касается до цензуры, то если б сии повести были представлены в рукописи на мое разрешение, то я, вероятно, не пропустил бы их к напечатают), более по догадочному заключению об эффекте, нежели по буквальному смыслу цензурного устава», – докладывал 29 марта 1835 года Николаю I министр народного просвещения С.С. Уваров (цит. по кн.: Павлов Н.Ф. Повести и стихи. М., 1957), полагая вместе с тем, что запрещение уже изданной книги могло бы только увеличить ее известность. Итогом начатого рассмотрения стало объявление выговоров цензору И.М. Снегиреву и председателю Московского цензурного комитета Д.П. Голохвастову, а также запрещение переиздания «Трех повестей», сохранявшее свою силу вплоть до самой смерти писателя. Повышенное внимание цензуры вызывали впоследствии и другие сочинения Павлова.

Следующим крупным выступлением писателя в печати стало издание «Новых повестей» (СПб., 1839), также включавших три произведения («Маскарад», «Демон», «Миллион»). Однако эта книга уже не имела успеха предыдущей, хотя и вызвала ряд весьма высоких оценок. «Новые повести» стали последним выступлением Павлова-беллетриста. В дальнейшем ведущими направлениями его литературной деятельности оказываются поэзия, критика, публицистика. В 1847 г. автор «Трех повестей» вновь привлек к себе всеобщее внимание «Письмами к Н.В. Гоголю», заключающими критический разбор «Выбранных мест из переписки с друзьями».

Непросто складывалась в тот период личная жизнь писателя. Еще в 1837 г. он женился на талантливой поэтессе Каролине Карловне Яниш и стал благодаря этому браку обладателем крупного состояния. Литературный салон Павловых превратился в один из центров московской культурной жизни. Однако отношения супругов с годами становились все более неприязненными. В 1853 г. Каролина Карловна направила московскому генерал-губернатору А.А. Закревскому жалобу на мужа, упрекая его в том, что он плохим управлением имениями и карточной игрой разорил ее семью. Закревский использовал этот повод для расправы над либеральным писателем. Несмотря на то, что Павлову удалось отвести от себя выдвинутые обвинения, он все же был отправлен в ссылку в Пермь, поскольку при обыске в его доме были обнаружены недозволенные книги и копия запрещенного зальцбруннского письма Белинского к Гоголю, – дело, таким образом, приняло политический характер. Лишь благодаря хлопотам влиятельных знакомых спустя полтора года писателю удалось добиться возвращения в Москву. Он вновь включается в литературно-общественную жизнь: принимает участие в подготовке реформы 1861 г., приступает к изданию газеты «Наше время», а после прекращения этого непопулярного, приобретшего официозный характер издания, предпринимает выпуск ориентированных на широкого читателя «Русских ведомостей».

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки