Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Александр Серафимович СЕРАФИМОВИЧ (1863 — 1949)

А. СерафимовичАлександр Серафимович Попов (позже взявший себе литературный псевдоним – Серафимович) родился 19 января 1863 года в станице Нижне-Курмоярской, бывшей области Войска Донского. Теперь этой станицы нет на карте: в начале пятидесятых годов при строительстве Волго-Донского канала она была затоплена водами нового, Цимлянского моря.

Отец Серафимовича был военным служащим – полковым казначеем, мать происходила из семьи донских казаков. Малограмотная, едва умевшая писать, она владела, как вспоминал Серафимович, «чудесным, ярким, образным языком, тем народным языком, каким говорит казачество. Одним никогда не стираемым словом умела охарактеризовать человека... Если я стал писателем, то благодаря ей».

Детские годы будущий писатель провел в Польше, где был расквартирован полк отца. В 1873 году семья вернулась на Дон и поселилась в станице Усть-Медведицкой. Здесь Серафимович поступил в гимназию. Учиться было трудно: в 1875 году умер отец, и в семье «началась непроходимая, незамирающая бедность». Уже с третьего класса мальчику пришлось давать за гроши частные уроки, чтобы помочь семье. И сама учеба была нелегкой. Серафимович писал о своих школьных годах: «...нас душили в гимназии латинским, греческим, законом божьим, давили всем, лишь бы задушить живую душу. Всякую книжку по общественным наукам отнимали, а нас сажали в карцер».

Несмотря на все запреты и кары, гимназисты находили возможность тайком читать произведения революционных демократов. Пристрастившись к чтению, он запоем читал и русскую художественную классику.

По окончании гимназии Серафимович едет в Петербург. Мать выхлопотала ему войсковую стипендию, и он поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. Здесь он быстро сходится с передовой молодежью, включается в работу революционного кружка, где знакомится с трудами Карла Маркса. На Серафимовича они произвели неизгладимое впечатление.

Большое влияние на формирование политических взглядов Серафимовича оказало знакомство со старшим братом Владимира Ильича Ленина Александром Ульяновым. Серафимович близко сходится с Александром Ульяновым и его товарищами. 1 марта 1887 года за участие в подготовке покушения на царя Ульянов был арестован. Серафимович тотчас же написал страстное революционное воззвание к населению, в котором пытался разъяснить смысл покушения. Этот смелый поступок не прошел для Серафимовича бесследно. Его тоже арестовали. В тюрьме он узнал о казни Александра Ульянова.

В июле 1887 года Серафимовича по приговору суда сослали под надзор полиции в глухой, отдаленный городок на берегу Северного Ледовитого океана – Мезень. Живой, общительный по натуре, он и там скоро нашел себе друзей. В Мезени была сплоченная коммуна ссыльных, помогавших друг другу. В ней выделялся человек недюжинного ума и обаяния, рабочий Петр Анисимович Моисеенко – организатор знаменитой, прогремевшей на всю страну Морозовской стачки орехово-зуевских ткачей (1885). С Моисеенко Серафимович подружился на всю жизнь.

Ссыльные не теряли времени даром. Отторгнутые от революционной борьбы, они работали и учились, готовя себя к новым делам и битвам. В далекой Мезени Серафимович, по его словам, «прошел второй марксистский университет». Наблюдения за жизнью местных крестьян-поморов, промышлявших боем зверя на ледяных полях, послужили материалом для литературной пробы писателя, его первого рассказа «На льдине». Своей достоверностью и яркой формой он очень понравился ссыльным. Воодушевленный успехом, начинающий писатель решил послать рассказ в Петербург. И в 1889 году состоялся его литературный дебют – рассказ появился в распространенной тогда газете «Русские ведомости».

В 1890 году срок ссылки закончился, но полицейский надзор над Серафимовичем не был снят. Его переводят на родину, в станицу Усть-Медведицкую без права передвижения даже по области Войска Донского; это право поднадзорный получил лишь через два года. К тому времени Серафимович уже стал автором ряда рассказов, получивших известность. Литература постепенно становится основным занятием, хотя и не дает постоянных средств для существования. Молодой писатель активно сотрудничает в местных изданиях «Донская жизнь», «Приазовский край» и других; печатает там рассказы, очерки и одновременно служит, дает уроки. Жизнь в Ростове-на-Дону, Мариуполе, Новочеркасске, поездки в Донбасс, знакомство с трудом и бытом шахтеров, заводских рабочих, рыбаков, грузчиков и железнодорожников определили основную тему творчества писателя в дореволюционные годы. Это – подневольный труд крестьян, рабочих, городской бедноты и зреющий в них протест против рабской жизни, подспудно перерастающий в сознательное стремление сбросить с себя тяжкий гнет неравноправия и эксплуатации. Такие рассказы Серафимовича, как «На заводе», «Инвалид», «Стрелочник», «Семишкура» и другие, были с большим вниманием встречены читателями. В 1901 году вышла первая книга писателя «Очерки и рассказы». Глубокое знание народной жизни и несомненный литературный талант Серафимовича были высоко оценены большими русскими писателями. В рецензии на этот сборник В.Г. Короленко отметил «прекрасный язык, образный, сжатый и сильный, яркие, свежие описания и набросанные эскизно и бегло, но все-таки живые фигуры...».

Успех первой книги определил дальнейшую жизнь Серафимовича. Он переезжает в Москву и с той поры целиком отдается литературной работе. В Москве он знакомится с Максимом Горьким. «Горький, – говорил Серафимович, – сыграл решающую роль в моей писательской судьбе... он всех нас сумел объединить вокруг революции, зажечь ее пламенем, заставить ей служить».

Горьковское влияние особенно сказалось на рассказах писателя о революции 1905 года. В Москве Серафимович жил на Пресне, ставшей главным очагом революционного взрыва – декабрьского вооруженного восстания. Он видел бои на баррикадах, классовую солидарность рабочих в их борьбе против угнетателей, явился свидетелем поражения первой русской революции. Все это писатель запечатлел в своих рассказах и очерках «На Пресне», «Среди ночи», «Мертвые на улицах», «Как вешали», «Похоронный марш» и др. Написанный в разгар боев очерк «На Пресне» был напечатан Горьким в одном из литературных сборников «Знание» и произвел огромное впечатление на читающую Россию. Этот очерк, так же как и некоторые другие рассказы, посвященные революции 1905 года, множество раз переиздавался, вошел в хрестоматии и сослужил хорошую службу делу революционного воспитания трудовых масс.

Годы глухой реакции, наступившие после поражения революции, не изменили боевой тональности реалистически ясной и идейно четкой прозы Серафимовича. В то время, когда многие представители интеллигенции отказались от прогрессивных идеалов, впали в мистику, прониклись упадочными настроениями, Серафимович остается на позициях литературы, верящей в светлое будущее народа и делающей все, чтобы оно, это будущее, скорее пришло.

Самым значительным произведением Серафимовича, написанным в эти годы, явился роман «Город в степи» (1906—1910). А.В. Луначарский сказал об этом романе кратко, но достаточно выразительно: «Роман, достойный Бальзака». С большой художественной силой писатель развернул в нем обобщенную историю русского промышленного капитализма. Возникающий в степи город возле строящейся железной дороги вырастает в символ насилия и обмана, жестоких классовых противоречий, которые неизбежно ведут к гибели старого, отживающего мира. Наряду с образами хищников типа трактирщика Захарки Короедова, который с помощью темных и грязных делишек становится хозяином нового города, и лакействующими перед «господами жизни» интеллигентами (инженер Полынов и др.) писатель выводит на страницах романа мужественных борцов за дело рабочего класса. Таким смелым и стойким организатором и вожаком масс является рабочий Рябой. Волю его не могут сломить никакие преследования, он остается верным идеям грядущей революции.

Роман «Город в степи» выдвинул Серафимовича в первый ряд русских писателей того времени. Его повесть «Пески» (1908) была высоко оценена Львом Толстым. Прочитав ее, он написал на полях «5 +». Немалым успехом среди юношества пользовался сборник «Простая жизнь» (1911), в котором были помещены рассказы о безрадостном детстве, полной лишений юности, о зарождении революционного сознания, ведущего молодых людей в ряды борцов за народное счастье.

В 1914 году разразилась мировая война, а в самом начале 1915 года Серафимович отправился на фронт в качестве санитара врачебно-продовольственного отряда. В этом отряде была и сестра Владимира Ильича Ленина – Мария Ильинична Ульянова. Совместная работа с Марией Ильиничной способствовали сближению Серафимовича с большевистской партией. И конечно, это не могло не сказаться на творчестве писателя. Его рассказы и очерки того периода, печатавшиеся в газетах и журналах, резко отличались от многих писательских выступлений прежде всего трезвым пониманием размеров народного бедствия. Писатель чутко уловил антивоенные настроения в народе и, несмотря на все строгости цензуры, сумел донести до читателей протест против развязанной империалистами бесчеловечной бойни.

Всем строем своей души, всем своим творчеством Серафимович был близок большевикам. С восторгом он встретил Октябрьскую Социалистическую революцию. С первых дней ее Серафимович с большевиками, с ленинцами и энергично включается в культурное строительство молодой Советской Республики. В мае 1918 года он вступает в члены Коммунистической партии, работает в агитмассовом отделе Московского Совета, заведует литературным отделом Народного комиссариата просвещения, состоит членом редколлегии газеты «Известия».

Для писателя как бы началась новая жизнь, и он это с радостью сознавал. «Я пришел в Октябрьскую революцию после полувека жизни, но счет своим годам веду с ее начала» – так охарактеризовал сам он значение для него Октября 1917 года, начала величайшей исторической эры. «Я – рядовой солдат литературы, рядовой рабочий от литературы, – писал он также, – и я горжусь этим, ибо в конечном счете руками солдат делаются победы, руками рабочих строится жизнь». И это Серафимович подтверждал каждым своим поступком, каждой своей строкой. В годы революции и гражданской войны он пережил необычайный творческий подъем, создал произведения, вошедшие в золотой фонд нашей литературы.

Осенью 1918 года, когда военное положение Советской Республики стало особенно угрожающим, Серафимович покидает Москву и едет на фронт корреспондентом от газеты «Правда». Он выступает перед бойцами и командирами с докладами и лекциями, пишет яркие очерки и статьи о подвигах защитников Советской власти. В 1918—1920 годах только в «Правде» было напечатано около 50 рассказов и очерков Серафимовича. Собранные в отдельную книгу «Революция. Фронт и тыл» (1917—1920), эти корреспонденции явились своеобразной летописью гражданской войны и одним из первых образцов советской публицистики, получившей впоследствии широкое развитие.

Чувство революционного долга, неутомимая агитационная деятельность писателя, его твердость и мужество были по достоинству оценены партией. За его творчеством с вниманием следил Ленин. Об очерке Серафимовича «Голодные, холодные», в котором рассказывалось о борьбе с голодом, Ленин отозвался с большим одобрением. 1 мая 1920 года, узнав о гибели на врангелевском фронте старшего сына Серафимовича Анатолия, Ленин направил писателю письмо, полное глубокого сочувствия. Позже состоялась их личная встреча.

Богатый жизненный материал, накопленный Серафимовичем во время гражданской войны, яркие впечатления и наблюдения легли в основу главной книги писателя «Железный поток». Над созданием этой эпопеи Серафимович работал с 1921 до 1924 года. Впервые роман увидел свет в марте 1924 года в книге 4-й альманаха «Недра», а отдельной книгой вышел в июле того же года. Сюжет произведения опирался на конкретный исторический факт: летом 1918 года Красная Таманская армия под командованием Е.И. Ковтюха вынуждена была, чтобы не погибнуть, пробиваться с боями через охваченный контрреволюционным восстанием Кубанский край – на соединение с основными силами Красной Армии. Надо было пройти сотни километров, преодолеть Кавказский хребет, постоянно ведя при этом бои с белогвардейскими войсками. Писатель сумел придать картине этого героического похода характер широкого обобщения. Сжатая и на редкость художественно емкая эпопея ярко показала, как во время нечеловечески трудного похода (через невыносимые страдания, кровь, слезы, отчаяние) неорганизованная полукрестьянская, полуремесленная масса превращается в боевую силу, окрыленную великой идеей и целью – победить в борьбе за свою родину, революцию, за свою свободу. «Железный поток» стал классическим произведением советской литературы, имеющим непреходящее значение.

Серафимович мечтал написать грандиозную эпопею «Борьба», куда «Железный поток» вошел бы только как часть целого. Замысел этот ему не удалось осуществить. Однако многочисленные рассказы, очерки, литературные портреты, написанные им уже после «Железного потока», являются как бы разрозненными главами единой книги, в которой предстает борьба советского народа за социалистическое переустройство жизни.

Серафимович принимал самое активное участие в общественно-литературной жизни страны. Он был редактором первого советского литературно-художественного журнала «Творчество», а затем одним из организаторов журнала «Октябрь» и отдал много энергии собиранию и воспитанию молодых литературных сил. В 20-е годы он заметил талант Михаила Шолохова и горячо поддержал его. К советам старейшего мастера слова прибегали многие писатели, среди них – Федор Гладков, Дмитрий Фурманов, Федор Панферов, Николай Островский.

В 30-е годы писатель выступил с серией очерков «По донским степям». Тогда же он задумал роман о коллективизации на Дону. Написанные главы этого романа показывают остроконфликтную переделку сознания крестьянства, поворачивающего на новый путь.

В 1933 году советская общественность широко отметила семидесятилетие писателя. Советское правительство наградило Серафимовича орденом Ленина «за его литературные заслуги перед рабочим классом и трудящимися массами Советского Союза». Станица Усть-Медведицкая, где писатель провел свои юные годы, была переименована в город Серафимович.

В годы Великой Отечественной войны престарелый писатель – ему было уже более 80 лет, – возглавлял «агитансамбль», выступавший в госпиталях, выезжал на фронт, писал патриотические рассказы. «Это не чудо» – так назвал Серафимович цикл своих произведений о войне, в которых он показал закономерность победы советского народа над «бездушной армией железа и стали фашистов». В 1943 году «за многолетние выдающиеся достижения в области литературы» Серафимович был удостоен Государственной премии СССР.

После победы нашего народа в Великой Отечественной войне Серафимович обращается к своим товарищам по перу с призывом «создать произведения, которые помогут творчеству великого народа, великой нашей партии». И сам создает ряд очерков о героическом труде советских людей, взявшихся за осуществление грандиозных планов послевоенного строительства.

До самого конца жизни Серафимович живо интересовался всем, что происходило в стране, и не оставлял литературной работы. Незадолго до смерти, подводя итоги своей долгой жизни, он обратился к советской молодежи с взволнованным словом: «Жизнь пахнет упоительно! Жизнь наша — необъятный голубой простор моря! Так украшайте эту жизнь еще более, еще более раздвигайте ее просторы!»

Скончался Серафимович 86 лет от роду, 19 января 1949 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

По постановлению правительства в городе Серафимовиче был установлен памятник выдающемуся советскому писателю и создан музей его имени. Книги Серафимовича, одного из классиков литературы социалистического реализма, переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР. Они, как всё лучшее в литературе, стали нашим национальным достоянием.

А. Кондратович, 1977

 

Александр Серафимович. Собрание сочинений. книги Русский рассказ начала 20 века Серафимович "Железный поток". Серафимович "Железный поток".

Книги Александра Серафимовича сегодня в библиотеке

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки