Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Уильям Мейкпис ТЕККЕРЕЙ (William Makepeace Thackeray, 1811, Калькутта — 1863, Лондон)

Уильям М. Теккерей— Английский писатель, журналист, график, иллюстратор своих произведений. Родился в Индии, в семье крупного колониального чиновника. Лишившись рано отца, был отправлен в Англию для обучения в школе. Еще будучи учеником, увлекся рисованием, долго мечтал о карьере живописца, о чем свидетельствует автобиографический образ Клайва из романа «Ньюкомы». Учился в Кембриджском университете, где увлекся философскими взглядами М. Монтеня, Д. Юма, интересовался политикой. Иллюстрировал комическими рисунками книги античных классиков, начал создавать пародии в стихах и прозе на современных ему авторов. Разочаровавшись в учебе, бросает университет и в 1830 г. уезжает за границу, где ведет жизнь свободного художника, проигрывает в карты значительную часть оставленного ему отцом состояния. А в 1834 г. терпит крах индийский банк, куда были вложены остальные деньги отца. Теккерей вынужден искать средства к существованию – эти события тоже нашли отражение в «Ньюкомах». Но до этого, в 1830—1831 гг., будущий сатирик прожил несколько беззаботных месяцев в Веймаре, где удостоился быть принятым Гёте. В 1833—1834 гг. он активно работает в газетах «Нэшнл стэндард» и «Конститьюшнл», издававшихся его отчимом Кармайкл-Смитом.

В 1836 г. выходит первая книга – буклет «Флора и Зефир», сборник комических рисунков с подписями, в которых пародировались штампы тогдашнего балета. Тогда же автор предлагает свои услуги в качестве иллюстратора «Записок Пиквикского клуба» Диккенсу и получает отказ. Это ускорило решение Теккерея оставить карьеру художника-графика. С конца 30-х гг. он начинает сотрудничать с многочисленными журналами и газетами, среди которых надо отметить издания «Фрэзер», «Морнинг кроникл» и «Панч». Во многом благодаря талантливым юморескам писателя еженедельник «Панч» становится начиная с 40-х гг. международно известным комическим журналом.

Но писательская известность Теккерея вплоть до конца 40-х гг. была небольшой. Он выступал под псевдонимами Майкл Анджело Титмарш, Айки Соломонз, Желтоплюш, Толстый Корреспондент и др. В эти годы он много путешествует – по Франции, Германии, Италии, Ирландии, на Ближний Восток. К частой перемене мест его побуждает не только любознательность, но и стремление отвлечься от личной трагедии – его жена Изабелла Шоу в 1840 г. сошла с ума и всю оставшуюся долгую жизнь провела в психиатрической лечебнице. Утешением для Теккерея были две их дочери, из которых старшая - Энн Теккерей-Ритчи (1837—1911) – стала впоследствии писательницей, биографом отца, а младшая – Гарриэт (Минни) (1840—1875) – вышла замуж за известного критика Лесли Стивена. Неудивительно, что во многих ранних произведениях сатирика, которые традиционно считаются образцами юмора, сильны мотивы горечи, тревоги, мрака, страшных тайн и т. п.: его первый роман «Кэтрин» (1839—1840), цикл комических повестей «Жены своих мужей» (Men's Wifes, 1843), сказка «Султан Аист» (Sultan Stork, 1842) и др.

Значительным, но оцененным лишь впоследствии достижением писателя в 40-е гг. стал его роман «Карьера Барри Линдона» (The Luck of Barry Lindon, 1844). Настоящий успех пришел к автору только с опубликованием в журнале «Панч» «Книги снобов» (The Book of Snobs, 1846—1847) и выпуском романа «Ярмарка тщеславия. Роман без героя» (Vanity Fair. A Novel without a Hero, 1847—1848). С этого времени начинается открытое соперничество двух великих английских реалистов – Диккенса и Теккерея, приведшее в 50-е гг. даже к открытой ссоре между ними, хотя их семьи дружили между собой. В творческом же споре двух различных художественных манер выигрывали по существу оба писателя. Диккенс всегда оставался значительно более популярным автором, зато Теккерей имел больше успеха у читателей-интеллектуалов. Как афористически заметил один из них, «молодежь в эти годы говорила языком Диккенса, а думала на языке Теккерея. Это соперничество особенно ощутимо в двух создававшихся одновременно романах – «Дэвиде Копперфилде» Диккенса и «Истории Пенденниса» (The History of Pendennis, 1848—1850) Теккерея. Оба художника избрали один жанр – роман воспитания и тип сюжета – историю одаренного молодого человека, который, пройдя ряд жизненных испытаний, становится талантливым писателем. В обоих произведениях ощутимо лирическое автобиографическое начало, органически сливающееся со стихией комического. В то же время «Пенденнис» звучит как более «заземленный» и даже пародийный вариант «Копперфилда», особенно романтических его мотивов.

В 1851 г. Теккерей пишет цикл лекций «Английские юмористы XVIII века», с которыми он успешно выступает в Англии, а также во время своей первой поездки в США в 1852—1853 гг. Эти лекции явились солидной подготовкой к его историческому роману «История Генри Эсмонда» (The History of Henry Esmond, 1852), в котором нашла также отражение любовь Теккерея к Джейн Брукфилд, жене его друга. В 1853—1855 гг. выходит отдельными выпусками роман «Ньюкомы. История весьма почтенного семейства» (The Newcomes. Memoires of a Most Respectable Family), а одновременно с этим создается последняя сказка Теккерея «Роза и Кольцо» (The Rose and the Ring, 1854), возникшая из набора рисунков и игры для детей, придуманной писателем.

Зимой 1854 г. в Риме Теккерей тяжело болеет, и с этого времени его здоровье, никогда не отличавшееся устойчивостью, быстро ухудшается. Но он еще находит в себе силы для работы, пишет цикл лекций «Четыре Георга» (1855) и выступает с чтением их сначала в Америке, затем в Англии, создает единственную свою пьесу – комедию «Волки и ягненок» (The Wolves and the Lamb, 1855), которая типологически во многом предвосхищает «Волков и овец» А.Н. Островского, хотя и уступает последней по художественному уровню. В 1861 г. Теккерей переделывает свою комедию в повесть «Вдовец Ловел» (Lowel the Widower), в которой виртуозная техника ранних фарсовых вещей художника обогащается тонким психологизмом, разработкой техники внутреннего монолога.

В 1858—1859 тт. печатается роман «Виргинцы», в котором отразился интерес писателя к Соединенным Штатам, их истории. Слабым оказался последний законченный роман художника «Филипп» (1861—1862), ставший перепевом «Пенденниса». Зато очень большим успехом пользовался журнал «Корнхилл мэгэзин», редактором которого Теккерей был в 1860—1862 гг. и где он печатал свои последние эссе под заглавием «Окольные заметки» (The Roundabout Papers). В 1863 г. автор начинает работу над историко-приключенческим романом «Дени Дюваль», который из-за смерти писателя остался неоконченным и был оценен в некрологе Диккенса как «лучшее произведение» Теккерея.

В. Вахрушев

 

Уильям Теккерей "Ярмарка тщеславия". Теккерей "История Генри Эсмонда". Теккерей "Записки Барри Линдона". Теккерей "Ярмарка тщеславия".

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки