Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Роберт Пенн УОРРЕН (Warren, Robert Penn — 24.IV.1905, Гатри, штат Кентукки —15.IX. 1989, Страттон, Вермонт)

Р.П. Уоррен— американский поэт, прозаик и критик. Родился в состоятельной семье, был с ранних лет связан с традициями и проблемами американского Юга, региона со своей самобытной историей, социально-экономическим укладом. Это и определило в дальнейшем его принадлежность к так называемой «южной школе» в литературе США, к которой относятся также У. Фолкнер, Э. Колдуэлл, Карсон Маккаллерс, М. Митчелл, Т. Уильямс, У. Стайрон и др. Получил фундаментальное образование, учился в университетах Калифорнийском, Йельском. Многообразно талантливый человек, эрудированный филолог и историк, автор ряда научных трудов, в частности биографии знаменитого аболициониста Джона Брауна (1929), он являл собой не редкий для США XX в. тип писателя, сочетающего литературно-художественное творчество с преподавательской деятельностью. Преподавал и университетах Луизианском (1934—1942), Миннесотском (1942—1950), Йельском (1950—1973). Как литературный критик и теоретик был одной из примечательных фигур «новой критики», весьма влиятельной школы в англо-американском литературоведении в 1930—1950-е гг. Главный акцент эта школа делала на стилевом и языковом анализе текста, особенно поэтического, который, однако, рассматривался изолированно, вне историко-литературного контекста. Вместе с известным критиком Клинтом Бруксом был автором двух пособий: «Понимание поэзии» (1938) и «Понимание литературы» (1943), широко использовавшихся в колледжах и университетах. Среди его критических трудов выделяется книга «В честь Драйзера» (1971), приуроченная к 100-летию со дня рождения автора «Американской трагедии». В позднем труде Уоррена «Демократия и поэзия» (1975) заметен его отход от некоторых постулатов «новой критики».

Литературную деятельность Уоррен начал еще студентом в 20-е гг., публикуясь как поэт в журнале «Беглец», одном из ведущих изданий писателей «южной школы». Позднее выступил как один из авторов манифеста группы писателей-«беглецов»: «Вот моя позиция» (1930). В нем с консервативных позиций развертывалась энергичная критика современного «индустриализма» и одновременно идеализировались аграрные отношения патриархального Юга, когда человек ощущал внутреннюю свободу, общаясь с первозданной природой. Однако выход, предлагаемый юными писателями-«аграриями», был безусловно утопичным. Темой первого романа Уоррена «Ночной всадник» (1939) стала «табачная война» в 1904 г. между традиционной фермерской общиной и крупными предпринимателями-монополистами в Кентукки. В центре другого романа – «У небесных врат» (1943) – образ финансиста, стяжателя, фактически контролирующего целый штат.

Мировое признание выпало на долю его романа «Вся королевская рать» (All Kings' Men, 1946), удостоенного Пулитцеровской премии. У нас в стране он был переведен в 1968 г., экранизировался и неоднократно переиздавался. Прототипом главного героя власти, показанного на широком социально-бытовом фоне Юга, стал известный в США в 30-е г. политик правого толка, губернатор штата Луизиана, а затем и сенатор США Хью Лонг. Этот фашиствующий демагог выступал с популистскими лозунгами «раздела богатств», сулил молочные реки малоимущим и уже начал борьбу за президентское кресло в Белом доме, когда был убит своим политическим противником. Нечто похожее произойдет и в романе Уоррена. Его Вилли Старк – человек энергичный, но беспринципный, использующий шантаж и демагогические посулы, – становится настоящим диктатором и своих родных местах. На взлете своей карьеры Старка убивает Адам Стентон, врач и человек либеральных воззрений, но делает это не из политических побуждений, а мстя Старку за то, что тот стал любовником его сестры. События в книге во многом даны глазами журналиста Джека Бёрдена, питающего особый интерес к истории, входящего в «команду» Старка и выполняющего некоторые его задания. Исследуя прошлое своего шефа, вглядываясь в него, Бёрден приходит к выводу, что Старк – неоднозначная, сложная фигура, что его развратили успех и власть, вступавшие в конфликт с его желаниями делать добро. Сам Бёрден понимает также, что не может быть простым регистратором событий и обязан занять определенную нравственную позицию.

Уоррен всегда проявлял особый интерес к исторической проблематике (романы «Сборища ангелов», «Дебри», действие в которых происходило до и в период Гражданской войны). В последнем крупном прозаическом произведении – романе «Прибежище» (1977) герой Джек Тьюксбери, филолог, занимающийся средневековьем, стремится понять закономерности исторического процесса и его воздействие на судьбы людей.

Уоррен работал до последних дней своей долгой жизни, в частности выпустил в 80-е гг. два тома своих избранных стихов. Как поэт, автор около десятка сборников стихов, Уоррен философичен, склонен к яркой метафоричности стиля. Уже при жизни он воспринимался как классик и стал объектом серьезных академических исследований. Близкий по художественной методологии У. Фолкнеру, он по-своему продолжал его традиции.

Б. Гиленсон, 1997

 

Р.П. Уоррен "Вся королевская рать".

Книги Роберта Пенна Уоррена сегодня в библиотеке

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки