Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Джордж ЭЛИОТ (George Eliot, 1819, имение Арбери в Уорвикшире — 1880, Лондон)

Джордж Элиот — настоящее имя Мэри Энн Эванс (Ивенс) – Магу Ann Еvans. Дочь фермера, выросшая в богатом поместье, Элиот сумела получить хорошее образование и стала одной из самых образованных и нестандартно мыслящих женщин своего времени – своего рода английской Жорж Санд. Вызвав осуждение своей среды, она вступила в гражданский брак с философом и публицистом Дж. Г. Льюисом, одним из умеренных позитивистов, последователей Г. Спенсера. Этот шаг в условиях викторианской Англии требовал немалого мужества и наложил определенный отпечаток на ее мироощущение. Не менее важной для нее проблемой была проблема религиозная. В своем отношении к христианству она прошла долгий и трудный путь от принятия через разрыв с ортодоксальными его формами к утверждению идей «религиозного гуманизма». Определенную роль в развитии ее взглядов в этой сфере сыграли переведенные ею на английский язык с немецкого книги Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» (1846) и Л. Фейербаха «Сущность христианства» (1854). Среди ее работ «прикладного» характера следует упомянуть также участие в редактировании журнала позитивистов «Вестминстерское обозрение».

Художественную деятельность Элиот начала в конце 50-х гг., опубликовав свою первую книгу «Сцены из клерикальной жизни» («Scenes of Clerical Life», 1858), включившую в себя несколько самостоятельных произведений и представлявшую смешанный тип романа-очерка.

Программным ее произведением и вместе с тем подлинным литературным дебютом стал роман «Адам Бид» («Adam Bede», 1859). Роман этот имеет острый драматический конфликт.

Лучшим романом Элиот, отмеченным зрелостью художественной манеры, глубоким и тонким психологизмом, стал ее следующий роман – «Мельница на Флоссе» («Тhe Mill on the Floss», 1860). Помимо великолепных картин природы, он привлекает читателей глубоким драматизмом изображенной в нем ситуации. Семья Талливеров, владельцев мельницы на реке Флосс, соединяет две наследственные линии: страстных, склонных к мечтательности Талливеров, живущих преимущественно сердцем (линия отца), и цепких, рационально мыслящих и потому жестокосердных Додсонов (линия матери). Первой линии наследует героиня романа Мэгги Талливер, второй – ее брат Том. Горячность и непрактичность Мэгги накладывают драматический отпечаток на ее судьбу. Изгнанная Томом из дома (она «скомпрометировала» себя в его глазах неосторожной прогулкой вдвоем с молодым человеком), Мэгги гибнет, спасая своего недостойного брата на реке во время наводнения.

Роман 1861 г. «Сайлес Марнер» («Silas Marner») – история ткача, ограбленного помещиком, но сохраняющего сердечность. Он воспитывает брошенную братом своего обидчика дочь Энни, которая, выросши, не хочет возвращаться к отцу и остается среди воспитавших ее людей из народа и даже выходит замуж за ремесленника.

Если в своем раннем творчестве Элиот тяготела к изображению обыденного, заурядного, стремясь при этом к предельной точности и объективности, то в зрелых произведениях она дает социально-философское осмысление жизненных явлений, глубоко исследует психологию сложных, противоречивых характеров, создает полнокровные образы.

Так в историческом романе «Ромола» («Romola», 1863), местом действия которого становится Флоренция XV в., в центре внимания автора – борьба Савонаролы против Медичей и ренессансной культуры, к которой примыкает сочувствующая бедственному положению народа героиня. Роман «Феликс Холт, радикал» («Felix Holt the Radical», 1866) переносит действие в Англию XIX в. и дает нелицеприятную критику английской избирательной и парламентской системы.

Наиболее значительным созданием Элиот позднего периода явился роман «Мидлмарч» («Middlemarch», 1871 — 1872). События книги происходят в 30-е гг. XIX в. в вымышленном городке Мидлмарч, вобравшем в себя типические черты английской провинции. В повествовании выделяются две сюжетные линии – Дороти Брук и Терциуса Лидгейта. Дороти, незаурядная волевая девушка, с детства одержима идеей посвятить себя важному делу. Выйдя замуж за пожилого ученого Кейзобона, Дороти очень скоро убеждается, что человек, который казался ей большим ученым, чьей помощницей и опорой она мечтала стать, всего лишь ограниченный и недобрый педант, не заслуживающий ее внимания и участия. Столь же драматична и вторая, параллельная история в романе - жизнь молодого врача Лидгейта, стремящегося бескорыстно служить науке и людям. Поддавшись чувству, он совершает роковую ошибку – женится на дочери фабриканта Розамонд Винси. Недалекая и эгоистичная мещанка парализует волю и желания Лидгейта, постоянно обременяет его денежными заботами. Предав свои идеалы, Лидгейт постепенно превращается в модного преуспевающего врача, внутренне сопротивляющегося своему положению, но не способного уже его изменить. Роман был задуман как философское произведение: писательница хотела показать, как поступки человека, о последствиях которых он не задумывается, определяют и его собственную судьбу, и судьбу окружающих. Вместе с тем «Мидлмарч» – это и широкая картина нравов, содержащая глубокие социальные обобщения.

Последним романом Элиот стал остродраматический роман «Даниэль Деронда» («Daniel Deronda», 1876). Кроме того, ей принадлежит ряд пьес, среди которых может быть названа «Испанская цыганка» («The Spanish Gypsy», 1868), а также сборники очерков и воспоминаний.

Творчество Элиот получило широкое признание не только в Англии, но также и в России еще при жизни писательницы. Ее романы переводились на русский язык сразу после их появления.

Элиот "Мидлмарч".

Книги Джордж Элиот сегодня в библиотеке

Мидлмарч

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки