Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Жорис-Карл ГЮИСМАНС (Joris-Karl Huysmans, 1848 — 1907)

ГюисмансКем он был – реалистом, декадентом, мистиком? Одни с полным основанием считают его последователем натуралистической школы Эмиля Золя, другие, столь же обоснованно, называют его «первым декадентом», третьи вспоминают о нем как об одном из лучших католических религиозных писателей. Действительно, в творчестве Гюисманс придерживался разных направлений. Можно сказать, что в течение жизни менялось его мироощущение. Но, наверное, более правы те, кто считает, что он всегда оставался самим собой, не следуя ни изменчивой моде, ни однажды выбранному пути.

Жорис-Карл Гюисманс родился 5 февраля 1848 года в Париже. При крещении он получил имя Шарль-Мария-Жорж, которое позднее переиначил на голландский манер, чтобы подчеркнуть свое происхождение. Его отец происходил из старинного рода голландских художников и сам тоже был живописцем. От него сын унаследовал интерес к изобразительному искусству и тонкое понимание картин. Мать будущего писателя, француженка по национальности, была школьной учительницей. Мальчик рос домоседом, лишь изредка его выпускали поиграть в Люксембургский сад. Друзей у него не было, ярких событий – тоже. Детство было монотонным, в книгах писателя, где будет немало автобиографических эпизодов, мы не встретим детских воспоминаний.

Отец умер рано – в 1856 году. Мать почти сразу же вышла замуж за владельца переплетной мастерской. Отчим создал семье вполне обеспеченную и комфортную жизнь, но не сумел завоевать любовь пасынка: Жорис не только не любил отчима, но и к матери охладел, считая, что она изменила памяти отца. Характер Жориса стал еще более замкнутым, чем раньше. Когда его отдали в школу (лицей св. Луи), мальчик не ужился ни с учителями, ни с товарищами по классу. Не в силах выслушивать его бесконечные жалобы на школьные конфликты, родители сочли за благо забрать Жориса из лицея и учить дома. После домашнего обучения экзамены на степень бакалавра были сданы экстерном, затем юноша поступил на юридический факультет Парижского университета. Учиться в университете пришлось недолго: отчим умер, материальное положение семьи ухудшилось, к тому же представилась возможность устроиться на работу в министерство внутренних дел чиновником 6-го класса. В этом министерстве Гюисманс прослужит более четверти века, до выхода на пенсию. Он рано понял, что писательским трудом не выбиться из нужды, и зарабатывал свой хлеб насущный как простой чиновник, занимаясь литературным сочинительством лишь в часы досуга.

Служба в министерстве внутренних дел была только однажды ненадолго прервана призывом в армию: во время франко-прусской войны в 1870 г. Гюисманс был мобилизован. Однако он не успел принять участия в военных действиях, так как заболел дизентерией в тяжелой форме. К тому времени, когда он вышел из госпиталя, катастрофическая для Франции война кончилась. Позднее свои военные впечатления Гюисманс в художественной форме выразил в новелле «Ранец на плечи!» (1880).

Литературный дебют Жориса-Карла состоялся в 1874 году. Он попытался издать сборник коротких рассказов (можно сказать – стихотворений в прозе) «Ваза с пряностями». Мать, имея через свою переплетную мастерскую связи и знакомства с издателями, попыталась оказать содействие сыну и отдала рукопись на суд издателю Этцелю. Приговор последнего был убийственным: у Жориса нет таланта, и все литературные затеи ему следует раз и навсегда бросить. Однако Жорис не привык соглашаться с чьим-либо мнением, если оно не совпадало с его собственным. Он издал «Вазу с пряностями» за свой счет и оказался прав: маленькая книжечка совершенно неизвестного автора была замечена, в прессе появились сочувственные рецензии. Одну из похвальных рецензий написал известный литературный критик и библиофил Октав Лакруа, ставший вскоре близким другом Гюисманса. Он особенно любил Бодлера и почувствовал влияние творчества этого поэта почти на каждой странице «Вазы с пряностями». На следующий год книга была переиздана, но, конечно, уже не за счет автора.

Первый роман Гюисманса – «Марта. История проститутки» (1876). В основе книги лежит автобиографическая история любовных отношений писателя с артисткой театра варьете. Эта экзальтированная особа от кого-то забеременела, объяснилась перед Гюисмансом, что ребенок будет не его, а он, точь-в-точь как описанный в романе бедный больной юноша, не только не прогнал ее прочь, но, наоборот, проникся к ней сочувствием... Впечатления от совместной жизни с дамой в одной квартире сделали Гюисманса убежденным холостяком. Романтика эпизодических встреч, само предвкушение которых поднимало настроение и возбуждало, сменилась прозой быта. Квартира наполнилась запахами кухни и прачечной. Оказалось, что заниматься писательским трудом, когда в квартире постоянно находится женщина, невозможно. В дальнейшем Гюисманс отдал решительное предпочтение борделю: «Бордель – вот что действительно истинно: по крайней мере, оттуда после всего выходишь свободным» (из письма Арижу Пренсу, 8 сентября 1888 г.). Любовница исчезла неожиданно. Ее исчезновение укрепило автора в убеждении, что падшим женщинам помочь вернуться к нормальной жизни невозможно. Издание книги о жизни проститутки оказалось сопряжено со значительными трудностями. Чтобы обойти довольно придирчивую французскую цензуру, книгу печатали в Бельгии. За издание взялся Жан Гай, считавшийся специалистом по эротике. Когда тираж был отпечатан, Гюисманс попытался провезти 400 экземпляров из Бельгии во Францию в своем багаже. На таможне попытка контрабанды была обнаружена, а книги конфискованы. Это событие привлекло к скандальной книге особое внимание: библиофилы Парижа платили бешеные деньги, чтобы раздобыть экземпляр «Марты», тайно переправленный через границу. Первые книги Гюисманса, написанные в традициях натуралистической школы, с большим вниманием к социальным проблемам и бытовым подробностям, понравились мэтру натурализма Эмилю Золя. Гюисманс сближается с великим писателем, проводит в его доме вечера вместе с Мопассаном, Полем Алексисом и Леоном Энником. Монументальный цикл романов «Ругон-Маккары» производит на Гюисманса настолько сильное впечатление, что он предпринимает целое литературоведческое исследование, а затем публикует цикл из четырех статей «Золя и "Западня"». Очередной роман «Сестры Ватар» он посвящает Золя. В этом романе рассказывается любовная история двух сестер, работающих в переплетной мастерской (очевидно, воспоминания о переплетной мастерской отчима отразились на выборе места действия романа). В сборник «Меданские вечера», составленный Золя, Гюисманс отдает военную новеллу «Ранец на плечи!». Выдержаны в традициях натурализма очередные книги «В супружестве» (1881) и «По течению» (1882).

Поворотным пунктом в творчестве Гюисманса стала повесть «Наоборот», ознаменовавшая отход от натурализма. Как и многие другие произведения, повесть несет автобиографические черты. Герой ее Дез Эссент – последний потомок рода чрезмерно чувствительных невротиков – ведет жизнь отшельника. Он бежит от банальности, от серости и посредственности, замыкается в изолированном от всего мира доме, где устраивает себе «жизнь наоборот»: спит днем, по ночам размышляет и работает. Свою квартиру Дез Эссент обставил в высшей степени эксцентрично. Показателен состав домашней библиотеки (можно считать, что подбор литературы отразил предпочтения самого Гюисманса). В ней нет совсем классиков. Зато широко представлены Бодлер, братья Гонкур, Золя, Флобер, Верлен, Малларме и другие современники. В часы, свободные от размышления и чтения, Дез Эссент наслаждается симфониями из запахов цветов и чудесных напитков. Повесть кончается возвращением героя в Париж из-за нервного расстройства. Дез Эссент как по своим литературным вкусам, так и по экстравагантному образу жизни – рафинированный эстет-декадент. Сама повесть сыграла роль своеобразного манифеста, а Гюисманса литературоведы стали вполне обоснованно считать «первым декадентом».

Отойдя от натурализма, Гюисманс все больше начинает интересоваться мистикой, спиритизмом, верой в дьявола. Известно, что его друг Гюстав Буше пытался сделать из него спирита. Большой интерес к оккультизму проявляла его новая любовница Генриетта Маилла. Она свела его с Бертой Курье, пользовавшейся большой известностью среди поклонников эзотерических учений. Генриетта и Берта угадываются в собирательном образе госпожи Шантелув в одном из самых мрачных и страшных романов Гюисманса «Бездна». Этот роман сначала печатался с продолжением в «Эхо де Пари» и был очень хорошо принят широкими массами читателей. Здесь есть все: леденящие душу подробности о кровожадном Жиле де Рэ, тайны алхимиков, сатанинские мессы, философские споры. Один из главных персонажей романа писатель Дюрталь – легко узнаваемый двойник автора. Как показали литературоведческие изыскания, почти у всех персонажей романа были реальные прототипы. Натуралистически точен оказался писатель в изображении черной мессы и других тайных обрядов, которые были пропущены в русском издании (кн. изд-во К.Ф. Некрасова, М., 1911 г.).

Едва успели высохнуть чернила на последней странице рукописи «Бездны», как творчество Гюисманса претерпевает новый решительный перелом. По-видимому, написанная книга полностью удовлетворила страсть к познанию мрачного потустороннего мира, и писатель обращается к возвышенным религиозным мотивам. «Собор», написанный под впечатлением поездки в Шартр, – это гимн славному памятнику церковной архитектуры. Поэтика религиозных обрядов, духовная музыка, церковное пение, красота готических витражей в лучах заходящего солнца – все это не оставляло равнодушным Гюисманса. После выхода в отставку он на два года поселяется в бенедиктинском монастыре в аббатстве Лигуже в Пуату. Впечатления этих лет отразились в романе «Монастырь». По возвращении в. Париж Гюисманс выступил с речью «Предисловие к религиозной поэзии Поля Верлена». В ответ на «Лурд» Золя он пишет книгу «Толпы Лурда» так, как должен был писать о чудодейственной святыне истинно верующий писатель. Уже смертельно больной, Гюисманс заканчивает свой последний труд «Три церкви».

Умирал писатель мучительно тяжело. Появившаяся в ротовой полости раковая опухоль причиняла невыносимые страдания. Операция не принесла успеха. Прием пищи превращался в пытку, так как из-за болезни все зубы выпали. Больной держался мужественно, не жаловался на страдания и даже отказался от обезболивающих лекарств. Перед смертью привел в порядок дела и рукописи. Последней радостью стало известие о награждении за литературные заслуги офицерским крестом ордена Почетного Легиона (до этого он уже был награжден крестом более низкой степени, но не за литературные заслуги, а как чиновник за 25-летнюю службу). 12 мая 1907 года писателя не стало.

Виктор Ермаков, 1993

 

Ж.К. Гюисманс "Геенна огненная".

Книги Жориса-Карла Гюисманса сегодня в библиотеке

Геенна огненная

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки