Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Альфонс ДОДЕ (Alphonse Daudet,1840, Ним, Прованс — 1897, Париж)

А. Доде— французский писатель. Родился в семье фабриканта шелковых тканей Винсента Доде, ведущего происхождение от севеннских крестьян. Раннее детство писателя прошло на фабрике отца, недалеко от Нима. Во время революции 1848 г. семья разоряется и в надежде поправить расстроенное состояние переезжает в Лион.

В августе 1856 г. Доде заканчивает курс риторики в лионском лицее. Не имея возможности продолжить образование, он находит работу в коллеже небольшого провинциального городка Але, где занимает скромную должность классного надзирателя.

Уже в лицее Доде начинает писать стихи. Мечты о литературной славе не оставляют его и в Але, где он создает первый поэтический сборник «Любовные мечтания». Бедность и унизительное положение классного надзирателя тяготят начинающего поэта, который осенью 1857 г. оставляет коллеж и отправляется в Париж, где обосновался его старший брат Эрнест.

В Париже, не имея средств, Доде вынужден вести нищенское полубогемное существование. Выход в свет сборника «Возлюбленные» (1868) открывает Доде путь в литературу. Критики благосклонно встречают стихи восемнадцатилетнего поэта, написанные в духе Мюссе.

В ноябре 1859 г. Доде становится сотрудником газеты «Фигаро», год спустя герцог Морни, председатель Законодательного корпуса, предлагает Доде место секретаря в своей канцелярии. Должность секретаря приносит Доде материальную обеспеченность, дает возможность проникнуть за кулисы политической жизни, оставляет достаточно свободного времени для литературных занятий. В это же время Доде увлекается идеей возрождения провансальской народной культуры. Этому способствует его знакомство с крупнейшим провансальским поэтом Фредериком Мистралем и членами ассоциации провансальских поэтов, пытавшихся на основе провансальского диалекта вернуть южнофранцузской поэзии былую славу. Не разделяя полностью все взгляды сторонников Мистраля, Доде воспринял идеализацию патриархального деревенского Прованса. Эта тема стала главной в его раннем творчестве.

Пребывание по нескольку месяцев в году на юге (по предписанию врачей) позволяет Доде близко наблюдать быт и нравы Прованса. Так рождаются рассказы, вошедшие в сборник «Письма с моей мельницы» (1869), которые автор печатает вначале в газетах и журналах. Публикация сборника приносит Доде прочную литературную известность. Здесь определяется круг тем и излюбленные персонажи Доде Это обитатели Прованса – крестьяне, ремесленники, пастухи, сторожа маяка. Отношение к ним автора – сочувственно-ироническое, в традициях народного фольклора, фаблио.

Звучит в сборнике и тема социального неравенства: «Секрет деда Корнеля», «Санжинергкий маяк» и др. С горечью повествует Доде о наступлении рыночных отношений на патриархальную деревню. Но темы эти звучат приглушенно, не достигая того накала, который свойствен произведениям Золя. Натурализм описаний умеряется романтическим отношением к действительности. Особенно хорошо удаются Доде зарисовки природы. Доде проявляет себя мастером мягкого поэтичного пейзажа.

В 1867 г. происходит изменение и в личной жизни писателя. Он женится на Жюли Аллар, ставшей его неизменной помощницей в литературных занятиях. Первенец Доде – Леон – тоже впоследствии станет литератором и свяжет свою жизнь с Жанной Гюго – внучкой прославленного поэта.

В 1868 г. появляется первый роман Доде «Малыш». По жанру роман представляет собой лирический дневник ребенка, взрослеющего и открывающего для себя окружающую действительность с ее противоречиями, несправедливостью, контрастом богатства и бедности. Роман имеет автобиографическую основу, хотя сам Доде предостерегал от прямого отождествления его с героем – Даниэлем Эйсетом. Многие эпизоды, особенно во второй части, являются вымышленными (литературные неудачи героя, смерть брата Жака и др.).

Несмотря на тенденциозность и излишнюю сентиментальность последних глав, снижающих достоинства романа, книга подкупает искренностью и безыскусственностью тона, сочетанием мягкого юмора, лиризма и иронии – теми чертами, которые, начиная с ранних произведений («Письма с моей мельницы», «Малыш»), определяют своеобразие стиля Доде.

В романе «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872) писатель вновь возвращается к теме Прованса. Роман, первые главы которого появились в газетах «Пти Монитер» и «Фигаро» в 1869—1870 гг., имел заголовок «Провансальский Дон Кихот, или Приключения знаменитого Барбарена из Тараскона», достаточно точно указывающий на те ориентиры, которым следовал Доде. Образ главного героя Барбарена, ставшего в окончательном тексте Тартареном, связан с провансальскими анекдотами о трусах и хвастунах, разыгрывающих из себя храбрецов и удачливых охотников. Эти сюжеты, имеющие широкое распространение в разных странах, указывают на давнюю народную традицию. Другой прототип добродушного и самовлюбленного провансальского обывателя – литературный. От Дон Кихота он наследует безудержную фантазию, легковерие, авантюризм. Комизм персонажа во многом проистекает от соединения в образе Тартарена черт Дон Кихота и Санчо Пансы.

Однако юмор романа Доде не подражателен. Он имеет провансальские, народные корни. Таковы рассказы о жизни славных тарасконцев, поездке в Алжир, охоте на львов, увлечении «восточной» красавицей. За стихией веселья и юмора, пронизывающей книгу, можно увидеть и некоторые черты эпохи. Ощутима в ней и пародия на восточные страсти, экзотику и ложный романтизм колониальной литературы. Многие эпизоды и речевые обороты из романа широко вошли в европейский культурный обиход. Имя Тартарена стало нарицательным. Эксплуатируя успех, Доде создает в 80-е годы еще две части трилогии: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконского героя» (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890).

В «Тартарене в Альпах» Доде сталкивает непосредственного, жизнерадостного Тартарена с изысканным обществом туристов-космополитов, праздных, холодных, пустых. Действие романа «Порт Тараскон» воскрешает атмосферу колониальных авантюр последней трети XIX в.: тарасконцы оккупируют один из затерявшихся в Тихом океане островов, который оказывается английской колонией. Захватчики вынуждены покинуть его в течение 24 часов. В этой книге, как и в первых двух, много необычных приключений и смешных историй. Однако добродушный юмор сменяется здесь сарказмом. Автор развенчивает Тартарена-колонизатора.

От «провансальских идиллий» к социальной тематике Доде переходит под влиянием политических событий начала 70-х годов. Важную роль в его эволюции сыграла франко-прусская война. Вступив поначалу в национальную гвардию, Доде быстро разочаровывается и в монархистах, и в республиканцах периода III Республики. Не принял он и Парижскую Коммуну. Настроения эти нашли отражение в сборниках очерков и рассказов: «Письма отсутствующему» (1871), «Рассказы по понедельникам» (1873), «Робер Эльмон. Дневник отшельника» (1874), а также в серии социально-бытовых романов, многие из которых имеют подзаголовок «Парижские нравы»: «Фромон младший и Рислер старший» (1874), «Джек» (1876), «Набоб» (1878), «Короли в изгнании» (1881), «Евангелистка» (1883), «Сафо» (1888), «Опора семьи» (1897). Писал Доде и повести: «Роза и Нинетта» (1892), «Маленький приход» (1895).

В обширном наследии Доде есть и драматические произведения. Первые пьесы, написанные еще в пору службы в канцелярии, внушили Доде надежды на успех у зрителя. Однако провал «Арлезианки» (1872) более чем на десятилетие отдалил Доде от театра. Возвращение в 1889 г. отмечено постановкой драмы «Борьба за жизнь» (1889), трактующей тему молодого человека конца XIX столетия. За ней последовали «Преграда» (1890), «Лгунья» (1892). Свои мысли о сцене Доде изложил в книге заметок «Между кулисами и рампой» (1894). Общий итог жизни запечатлен в литературных мемуарах «Тридцать лет парижской жизни» (1888), «История моих книг» (1888), «Воспоминания литератора» (1888).

Долгий творческий путь Доде дает возможность проследить этапы становления писателя в 60-е, 70-е, 80-е годы. Радостное мироощущение «провансальских книг» сменяется в 70-е годы социальной проблематикой. Романы этого периода рисуют историю деградации буржуазной семьи («Фромон младший и Рислер старший» и др.). В романе «Джек» Доде резко критикует систему образования современной Франции, сочувственно говорит о невыносимых условиях труда рабочих, приводящих героя к гибели. В романе «Набоб» изображены нравы II Империи. «Короли в изгнании» и «Нума Руместан» поднимают вопросы о судьбах монархии и политических нравах эпохи. В создании этих произведений Доде использовал наблюдения, сделанные им в пору службы в канцелярии герцога де Морни.

Сближение с Флобером, Золя, Эд. Гонкуром, Тургеневым, постоянное участие в «Обедах пяти» более непосредственным, личным образом вводит Доде в орбиту литературных споров эпохи. Испытывая заметное влияние натуралистической доктрины, Доде вместе с тем не стал ее законченным последователем. Критикуя социальную действительность, он обычно переносит конфликты в этический план. Ему присущ дух морализаторства, ведущий к упрощению психологических характеристик, делению героев на положительных и отрицательных. Не достигает он и тех глубин «физиологической психологии», которые свойственны Флоберу. Доде лучше удаются яркие запоминающиеся портретные характеристики и увлекательные сюжеты. Композиционно его романы обычно строятся как ряд драматических эпизодов, динамично сменяющих друг друга. Все это сделало Доде популярным у широкого читателя.

В России произведения Доде переводились сразу после появления их во Франции.

Е. Митропольская

Доде "Короли в изгнании". Искусство и художник в зарубежной новелле 19 века. Наказание Прометея. Альфонс Доде "Тартарен из Тараскона", "Бессмертный". Альфонс Доде "Тартарен из Тараскона", "Бессмертный". книги

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки